24 кадра жизни

Журнал о

Previous Entry Share Next Entry
Студия Норштейна - Открытое письмо С.М.Миронову
nilart
http://www.norshteyn.ru/modules.php?name=Article&page=1

Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Миронову Сергею Михайловичу

от Народного артиста РФ,
Лауреата Государственной
премии СССР,
режиссера-мультипликатора
Норштейна Юрия Борисовича


  Уважаемый Сергей Михайлович!

  Настоящее письмо продиктовано обстоятельствами, требующими неотложного решения. Речь идет об организации под названием ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», в ведение которой передана коллекция мультфильмов киностудии «Союзмультфильм», созданная за всю её историю. «Фильмофонд» искусственно отделен от киностудии «Союзмультфильм». В результате такого отделения сама киностудия лишена возможности существовать и производить новые фильмы, используя свое творческое наследие. Она практически погибла, так как со студии в период безвременья разбежались мультипликаторы – профессионалы высокого класса. Ныне павильоны для съемок, рабочие площади переоборудуются под кабинеты чиновников. Став полновластным хозяином всей коллекции мультфильмов, составляющей золотой фонд отечественной мультипликации, «Фильмофонд» распоряжается ею исключительно в своих интересах. Такое разделение на производственную студию и фильмофонд – это все равно, что отделить от предприятия бухгалтерию и передать в ее полное распоряжение все, что создано этим предприятием, а деньги от продажи всей продукции пустить на цели развития бухгалтерии.


  Здесь мне могут возразить, что в советское время прокат фильмов был отделен от киностудии, что существовала отдельная прокатная организация. Но раньше не было частных кинотеатров, частных прокатных фирм. Раньше деньги от проката шли в государственную казну, а оттуда поступали на развитие киностудии «Союзмультфильм» и на создание ею новых фильмов. Теперь же «Фильмофонд» выступает как благодетель, утверждая, что, дескать, это он зарабатывает деньги, и жестом Гиршмана с картины Серова вынимает их из кармашка и прикармливает киногруппы, делая вид, что он, «Фильмофонд», и есть та организация, которая обеспечивает кинопроцесс.
  Спрашивается, где были произведены фильмы, на деньгах от которых сидит «Фильмофонд»? На киностудии «Союзмультфильм», в стенах которой родились мультипликационные герои, любимые всей страной. У этих героев есть авторы. Новоявленный «Фильмофонд» пытается исключить авторов из кинопроцесса, сведя их роль к исполнителям просто «служебного задания». Проверить лукавость этого пассажа несложно – наймите художников с улицы и дайте им такое служебное задание, посмотрим, каков будет результат. Администрация никогда не руководила творческим процессом.
  Опоясавшись демагогами-юристами и заказывая лживые газетные статьи, «Фильмофонд» пытается лишить авторов их прав, в нарушение закона. Сознавая противозаконность своих действий, он пытается обойти закон, постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, где четко обозначены права творца, и в этом ему помогают покровители из Министерства культуры. С каких пор Министерство подменило закон и суд? «Фильмофонд», не получив разрешения авторов, что идет в разрез с законом, уже подписал договора с организациями, которые будут выпускать товар с использованием созданных художниками изображений персонажей знаменитых фильмов. При этом «Фильмофонд» трубит о том, что он таким образом зарабатывает для государства деньги и спасает государственное достояние. По логике «Фильмофонда» выходит, что авторы фильма, создавшие своим трудом и талантом это достояние – преступники, которые пользуются ворованным.
  Руководству «Фильмофонда» следует знать, что государственная организация должна неукоснительно соблюдать закон и следовать его букве. В статье 486 Гражданского кодекса РСФСР сказано: «Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение». Но что «Фильмофонду» закон? Он приглашает соловьев-юристов, которые начинают петь новое, абсурдное толкование старого закона. У меня вопрос: а что, свод законов – это музыкальное сочинение, которое будет исполняться каждым творцом-юристом по-своему, в зависимости от гонорара? И кто в этих условиях и при такой игре будет думать собственно о творчестве, об искусстве, о фильмах?
  Возникает более общий вопрос: а в правовой ли стране мы живем, и кто эти люди, которые распоряжаются богатствами нашей страны? За последние годы киностудия «Союзмультфильм», как живой организм, рухнула. Когда-то на ней вырабатывалось в год фильмов на 8 часов экранного времени, сегодня едва наскребается на 40 минут. В этой связи абсолютно неуместно выглядит поздравление тогда ещё Президента Путина с 70-летием киностудии Союзмультфильм и пожеланием ей дальнейших творческих успехов. Хочется спросить: каких-каких успехов? Я не с издёвкой, мне больно, что киностудия погибает, а власти, не вдаваясь в суть происходящего, желают ей успехов. В этом гибельном пути, что ли? Я догадываюсь, что Президент не в курсе и поздравление готовят его помощники. Но, в таком случае, они обязаны сначала хотя бы ознакомиться с реальной ситуацией. Или я буду считать, что подобные поздравления – пустая формальность.
  В 2008 году на встрече В.В. Путина с кинодеятелями много говорилось о поддержке кинематографа, но ни полсловца о мультипликации. Ну, нет такого вида кинематографа. На это совещание мультипликаторы даже не были приглашены. Как это совместить с пожеланием творческих успехов? Сегодня студия, в основном, живёт сдачей площадей. Вместо смеха, который раздавался 16 часов в сутки – могильная тишина. Исчез уникальный коллектив, создаваемый десятилетиями. Недурно вспомнить, что киностудия была создана по указу Правительства Советского Союза, но разрушена в новые времена при полном равнодушии властей, под крики, что мы, наконец, вступили в царство свободы.
  Чтобы студия «Союзмультфильм» по-настоящему, полнокровно выживала, чтобы она восстала из небытия, объединение «Фильмофонд» должно стать всего лишь одним из подразделений «Союзмультфильма», без каких-либо самостоятельных прав, в обязанности которого входили бы контроль, учет и отчет перед киностудией за прокат и тиражирование фильмов. Деньги должны поступать напрямую в киностудию «Союзмультфильм». Разумеется, государство должно получать все необходимые отчисления и налоги. Только при такой системе Киностудия могла бы целиком воспроизводить свой творческий корпус, а не только делать фильмы. Она могла бы иметь и учебное подразделение, обучая уникальной профессии мультипликаторов, как это было тридцать, сорок, пятьдесят лет назад. Но сейчас студия гибнет, а с ней и целое направление в искусстве, хотя отечественная мультипликация была одной из самых лучших в мире.
  В настоящее время киностудия «Союзмультфильм» не нужна «Фильмофонду», поскольку «Фильмофонд» прибрал к рукам самое ценное – ее коллекцию, которая проливает золотой дождь в первую очередь на ее руководство – чиновников, далеких от этого искусства, не понимающих в нем ничего. Зачем ему лишние хлопоты? А еще больше он ненавидит творцов – авторов, создававших эти фильмы и персонажи, вошедшие в фильмы. Как говорится, лучший творец – мертвый творец. «Фильмофонд» качает деньги из коллекции мультфильмов, как из нефтяной скважины, ничего не вкладывая в развитие. А в голове у меня всё время вопросы – где же зреют эти идеи, в каких кабинетах? Или в кабинетах не читают книг? Кто же это бросает студию на произвол судьбы, без фильмов которой невозможно сегодня представить развитие творческого воображения ребенка, и в нем – будущего взрослого? Вообще отсутствие воображения принесёт ещё много бед нашей стране. Чем дальше живу, тем больше утверждаюсь в мысли, что обитателям чиновничьих кабинетов культура не нужна. Примеров тому множество: закрыли Музей кино, у скульпторов отобрали Дом скульпторов, который они поднимали из руин, отобрали под предлогом неверно оформленных документов Дом графиков «Студию Нивинского», завещанный художникам его вдовой, и государство молчит. Везде, где пахнет деньгами – там преступление. А если культура и нужна, то в качестве позолоченной ширмы. Но ведь известно: «позолота сотрется, свиная кожа остается».

  С уважением,

  Юрий Норштейн.


?

Log in